Райт создал
в центре Манхэттена цилиндрическое, расширяющееся кверху здание, которое он
трактовал как «ХРАМ
ДУХА». По замыслу зодчего, посетители музея должны сначала
подниматься на лифте под крышу здания, а затем по непрерывному спиральному пандусу спускаться вниз, осматривая по дороге
экспозицию. Общественное мнение не сразу приняло идею Райта.
Архитектор недолюбливал города, он создавал здания в единении с природой.
Дом над водопадом.
Визитная карточка Фрэнка Ллойда Райта (1869 — 1959).
Музей Гуггенхайма
(Solomon R. Guggenheim Museum) не случайно стоит на краю гигантского
Центрального парка, по адресу: 1071 Пятая Авеню, на углу с 89-й улицей.
Художники подписывали петиции против
«штопорообразного» дизайна.
«Некоторые говорят, что музей на
пятой авеню похож на стиральную машину, – сказал однажды о своем детище архитектор Фрэнк Ллойд
Райт, – что ж, я слышал много подобных
отзывов, но всегда считал их бесполезными, и я думаю, что так и есть».
эскиз Райта
Он отрицал типизацию сооружений, пропагандируемую
сторонниками «Нового движения».
Райт воплощал свое желание создавать не дома, а неповторимые,не знающие себе подобных ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА.
Органическая
архитектура — течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом
Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее
наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в
1920-е — 1950-е гг.
Соломон
Р.Гуггенхайм (справа в черном) задумался над моделью будущего музея вместе с
его архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом и баронессой Хиллой Ребей, директором
планируемого музея. Нью-Йорк, 20 сентября 1945.
«План
дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален», – говорил он,
называя постройки функционалистов «ящиками на ходулях».
эскизы Райта
В первом
здании Музея Гуггенхайма воплотилось стремление Ф.Л.Райта применить в
архитектуре
пластические и органические формы.
Для этого он использовал идею зиккурата.
эскизы Райта
Дизайн
открытой сферы позволяет одновременно видеть произведения, находящиеся на
разных уровнях. Здесь царит принцип открытости. Пространственные объемы
визуально взаимопроникают и накладываются друг на друга.
Здание имеет конструкцию атриума.
В современной
архитектуре АТРИУМОМ называется
центральное, как правило многосветное, распределительное пространство
общественного здания, освещаемое через зенитный световой фонарь или проем в
перекрытии.
Огромный металлический
паук работы
американки Луизы Буржуа.
За своих пауков она получила “Золотого
льва”
на 48-й Венецианской биеннале.
Самая дорогая
скульптура на сегодняшний день.
«Идущий человек»
Альберто Джиакометти
Цена: £58 млн
Ретроспектива Джона Чемберлена в музее Гуггенхайма,
Нью-Йорк, 2012 год
Джон
Чемберлен, умерший 21 декабря 2011 года,
в конце 1950-х начал создавать скульптуры из помятых автомобильных деталей, которые надолго стали его фирменным
почерком.
Джорджо Армани сделал пожертвование в
размере 15 млн. дол в благодарность за организацию его показа в Музее
Гуггенхайма.
Если в мире еще оставались люди, сомневающиеся в таланте
Джорджо Армани, то событие, произошедшее в ноябре 2000 года, окончательно
расставило все точки над «i». В музее Гуггенхайма (Нью-Йорк) открылась
25-летняя ретроспектива, в которой было выставлено более 400 предметов одежды
от Armani. На выставке присутствовали не только ведущие модные эксперты, но и
голливудские знаменитости, спортсмены и музыканты. Для них Джорджо Армани
навсегда останется эталоном качества и утонченности.
Фрагмент экспозиции инсталляции «Астеризмы» мексиканского
художника Габриэля Ороско в Музее Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Мексиканский художник Габриэль Ороско на фоне своей
инсталляции «Астеризмы» в МузееГуггенхайма, Нью-Йорк.
12 Ноября, 2012г.
Утверждали, что Райт просто увеличил в
размерах так и не реализованный, но горячо любимый проект гаража «улитки».
Спиралевидный
дизайн здания напоминает РАКОВИНУ НАУТИЛУСА с перетекающими пространствами.
Считая внутреннее
пространство архитектурного сооружения его сущностью,
а внешнюю оболочку производной от
нее, Райт разработал концепцию проектирования «изнутри наружу», основанную на приведении экстерьера к «потребностям»
интерьера.
План центрального пространства - не абсолютно круглый,
он имеет в некоторых местах неожиданные изломы,
отчего возникает разнообразие углов зрения -
через громадный зал на противоположную сторону.
эскиз Райта
Райт явно имел в виду включение зрителя, осматривающих картины:
нарисованные силуэты людей, медленно движущихся по пандусу или неподвижных.
Полотна развешиваются в неглубоких нишах
без окон. Они имеют ограниченный размер и нуждаются в искусственном освещении.
Перед открытием музея более 20 известных художников, в том числе Виллем де
Кунинг и Роберт Мазервел, подписали письмо протеста по этому поводу.
эскиз Райта
1959г.
«Гутай
: великолепная площадка,» (Февраль 2013) Филипп Монтгомери "Уолл Стрит
Джорнал".
Кандинский
до абстракции. Выставка в музее Гуггенхайма.
Здешнее
собрание включает в себя около 150 работ Василия Кандинского.
Инсталляция (27.1.2012) итальянского художника
Маурицио Кателлана (Maurizio Cattelan) в музее Гуггенхайма . Нью-Йорк, США.
Маурицио Кателлан в разное время работал поваром, садовником, охранником, не
имеет художественного образования.
Художник
начал творческий путь с изготовления мебели для собственной квартиры, назвав её
«функциональной мебелью с творческим подтекстом». Творчество Маурицио носит
провокационный характер.
Мысли о
вечном, зачем так много всего?
Он прославился своей работой La Nona ora, 1999 (скульптура изображает Папу римского, упавшего от удара метеорита). Работу купили за 800 тысяч долларов.
Конструкция
являет торжество строгой геометрии форм: треугольников, эллипсов, окружностей и
квадратов.
Галереи, подобно
перегородкам цитрусовых плодов, разделены на самостоятельные, но
взаимосвязанные секции.
Джеймс
Таррелл представил свой проект Aten Reign.
Основал
музей очень богатый бизнесмен, коллекционер и меценат Соломон Гуггенхайм.
Отпрыск иммигрантской семьи, сделавшей состояние на свинцовых, серебряных и
медных копях, Соломон добывал золото на Аляске. В конце XIX века этот
трудоголик, работавший круглые сутки, начал собирать произведения старых
мастеров. После Первой мировой он оставил бизнес, чтобы сосредоточиться на
коллекционировании.
Сам Гуггенхайм специалистом
в вопросах живописи и скульптуры отнюдь не был, поэтому и обратился за помощью
к Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен, известной немецкой баронессе, художнице и
искусствоведу.
Союз денег и любви к искусству принес
потрясающие плоды: В 1937 году меценат основал Фонд Гуггенхайма, а двумя годами
позже открыл в арендованной квартире на Манхэттене свой первый «Музей
беспредметной живописи». В его собрании уже были полотна Кандинского,
Мондриана, Шагала, Леже, Пикассо.
Коллекция
быстро росла, и в 1943 году Хилла Рибей обратилась к великому Фрэнку Ллойду
Райту с просьбой спроектировать для музея специальное здание.
Газета
«Коммерсантъ» пишет о выставке Нам Джун Пайка в музее: «Музей
Гуггенхайма с его знаменитой головокружительной спиралью пандуса ему подходит.
Спираль эту всегда критиковали: картине,
которая все-таки предполагает хотя бы мысленную линию горизонта, она дает
предательски шаткую опору;
но «видеопад» Нам Джун Пайка с безумной
архитектура Фрэнка Ллойда Райта – сообщники: они совместно нападают на зрителя
и расшатывают его сознание, а если повезет, и тело».
Бешеный ритм кружков и точек, обрушиваемый на вас
"Полусферой" второго, сдобренный интервалами невыносимого цвета и как
будто монотонной негромкой электронной музыкой, просто уничтожает вас: вы не
можете защититься от него, даже закрыв глаза. Можно только уйти, оставшись со
своим опытом, с этой пустотой, прошедшей через вас.
Ведь опыт, как случившееся
с вами, и есть череда пустот, неопределенных, нефиксируемых, неоценимых,
непередаваемых, которые, однако, переструктурируют ваши связи с миром, делая
вас "опытнее".
Сейчас музей посещают в среднем
три миллиона человек в год.
Начиная с 12 февраля этого года посетители Музея
Гуггенхайма смогут использовать по-новому атриум центрального корпуса музея.
Ведь через него сверху вниз будет натянут упругий спиралевидный батут. Но нему
можно будет ходить, прыгать, на нем можно будет лежать, словно в гамаке,
отдыхая после экскурсии по музею.
Рекорд
посещаемости музея Гуггенхайма в Нью-Йорке побит американским художником
Джеймсом Тарреллом, который является мастером световых пространств, точнее, его
выставкой. Выставку Таррелла посетили более 470 тысяч человек, что стало
рекордным количеством за всю историю музея.
Музей
располагает первоклассными коллекциями произведений импрессионистов,
постимпрессионистов, беспредметной живописи и скульптуры. Тут представлены
работы модернистских скульпторов – Константина Бранкузи, Жана Арпа, Александра
Колдера (родоначальника кинетической скульптуры), Альберто Джакометти. В то же
время музей располагает истинными шедеврами Поля Гогена («Человек и лошадь»),
Эдуарда Мане («Перед зеркалом», «Женщина в вечернем платье»), Камиля Писарро
(«Эрмитаж в Понтуазе»), Винсента Ван Гога («Снежный пейзаж», «Горы в
Сен-Реми»), Пабло Пикассо («Четырнадцатое июля», «Три купальщицы»).
В отличие от многих музеев, Гуггенхайм
не делит свою коллекцию на отделы, посвящённые эпохам и стилям. Собрание
задумано и экспонируется как единое целое, которое всё время пополняется
произведениями новых талантов – часто парадоксальных.
Здесь были
проведены всемирно-известные выставки:
«Китай: пять тысячелетий» — 1998 год.
21.02.2008.
В Нью-Йорке в музее Гуггенхейм открылась выставка китайского художника Кай Гуо
Кьянга под названием
"Я хочу поверить".
«Африка: искусство континента» — 1996 год.
«Империя
ацтеков» -2004 год.
Выставка
«Россия!» — 2005 год, которую открывал Президент России В. Путин.
В
тематическую концепцию, пропагандируемую Музеем, укладывается и уникальная по
своим масштабам и художественной значимости выставка «Россия!»(2005). Эту
выставку сложно описать в рамках одного абзаца, она наверняка заслуживает
отдельной статьи. Однако если сделать ее анонс по-американски быстро и ярко, то
«Россия!» — это салатовый фон стен в духе «коммуналки» работы дизайнера Жана
Гранжа, присутствие на презентации В. Путина, и 240 русских шедевров, от древних
икон до соц-арта, на спиралевидном райтовском пандусе, которые больше нигде,
никогда и ни при каких обстоятельствах не смогли бы собраться под одной крышей.
Надо
сказать, что в Фонде Гуггенхайма вообще с большим вниманием и уважением
относятся к искусству России. В этом контексте стоит упомянуть нью-йоркскую
выставку «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915–1932», 1992 года;
«Амазонки русского авангарда», 2000 года, посетившую все европейские филиалы
Музея.
В июне 2000 года был подписан договор
между Фондом Гуггенхайма и министерством культуры России, в рамках которого в
Лас-Вегасе и был открыт музей «Гуггенхайм — Эрмитаж», который должен стать «шкатулкой,
где собирались бы наиболее яркие экспонаты обоих музеев».
Цель сотрудничества — сделать уникальные
коллекции обоих музеев достоянием общественности, обмениваясь выставками. Кроме
того, стороны намерены осуществить общие проекты в сфере образовательных
программ, в издательской области, а также в сети Интернет.
На фасад Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке в октябре 2010 года
проецировались видеоролики — победители биеннале, организованной YouTube.
Музей Гуггенхайма и YouTube объявили победителей конкурса
креативного видео LibyMax - Живи по Максимуму!
эскиз Райта
Мало кто
знает, что Райт, благоволивший смелым цветам, высказывал желание сделать музей вишневым.
эскизы Райта
Но заказчик
этой идее воспротивился, и архитектор сдался практически безропотно.
Вообще, Райт
был довольно строптив, но в данном случае соблазн получить выгодный заказ в
сердце Нью-Йорка был, очевидно, неодолим, и 21 октября 1959 года его детище
предстало перед горожанами светло-желтым.
Из архивов коллекций старинных открыток,подаренных различными источниками, датируется началом 1960-х до конца 1970-х годов.
С тех пор
здание красили неоднократно, и к 2005 году он стал на вид почти белым, а на
самом деле светло-серым. В начале трехлетнего ремонта, который завершился летом
прошлого года и обошелся в 29 млн долларов, с Гуггенхайма содрали 11 слоев
краски и после долгих раздумий решили оставить его светло-серым. Перекраска
здания в вишневый цвет, любезный сердцу его творца, насколько известно,
серьезно не обсуждалась.
эскизы Райта
Музей Гуггенхайма Строительство, 1959. Фотография Джона Albok. Подаренные Илона Albok Vitarius.
Архитектор
наблюдает строительство объекта.
Работа над
проектом длилась 15 лет, открыто же здание музея было в октябре 1959 года, спустя
6 месяцев после смерти 90-летнего архитектора. Сам Гуггенхайм музея тоже не увидел: он
умер за 10 лет до его открытия.
Хильда Мэн во
время визита в Нью-Йорка из Колумбии, 1962. Фото великодушно предоставил Пабло
Мэн.
1959г.
Сохранилось 700
эскизов и шесть комплектов чертежей архитектора.
В музей, который обычно
называют просто Гуггенхаймом, по случаю юбилея пускали без билета.
Лентовидное
сооружение несуразно смотрелось среди коробчатых нью-йоркских зданий, хотя
самого Райта это обстоятельство как раз прельщало: он весело заявлял, что по
сравнению с его зданием находящийся неподалеку музей Метрополитен будет
выглядеть
«как протестанский амбар».
К
атриуму, имеющему длину 400 метров, примыкают шесть этажей-залов, а также новые
помещения пристроенного в 1992 году к основному зданию крыла.
Очередная
презентация Apple 19 января 2012г.
Почему
компания выбрала именно этот музей современного искусства?Музей современного искусства Саломона Гуггенхайма является своего рода мейнстримом современной архитектуры. Фрэнк Ллойд Райт изменил представление о современной архитектуре, как и Apple меняет представление об удобстве и дизайне устройств, которые создают.
Потому что это не просто музей, это
пример того, как в свое время современная архитектура сделала невероятный
прорыв в своем развитии.
Снаружи
основное здание музея напоминает вихрь торнадо,
закрученный в воронку, а внутри оно великолепно приспособлено для демонстрации
предметов искусства.
Автор статьи - Светлана Доду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий