вторник, 7 июля 2015 г.

ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО СОБОР.ПОДКЛЕТ.

Храм – Дом Божий.

 На том месте, где сейчас собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь «Что на Рву».
Василий Блаженный. Первая половина XVIII века. Икона написана для местного ряда придела Василия Блаженного собора Покрова что на Рву.
Красная площадь еще не мощеная, в каких-то тропинках. Храм Василия Блаженного обстроен зданьями.
В подклете находятся иконы Покровского собора. На фото ниже: оклад иконы “Василий Блаженный на фоне Московского кремля” и сама икона.
После каждой одержанной победы в войнах в знак благодарения святому, в день которого она была одержана пристраивалась небольшая деревянная церковь.

Покровский собор  срублен из дерева плотниками без единого гвоздя.

 Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.

Камни в стене храма символизируют души праведных людей, составляющих Церковь.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев.

 Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо.

А уже в 1588 году к Покровскому храму была пристроена небольшая церковь в честь Василия Блаженного — над захоронением Василия.

После чего весь Покровский храм стали называть Храмом Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного состоит из десяти церквей на одном фундаменте.
Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери.

В День Покрова Божьей Матери была взята Казань в 1552году.

Вид на собор сверху.

План собора. Церковь Василия Блаженного добавляет небольшую ассиметрию Храму.

Храм символизирует собой Небесный Иерусалим.

По версии писателя Н.А.Чаева что цвет куполов храма объясняет сон блаженного Андрея Юродивого, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери.

Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там
«Были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты»

Высота храма 65 м.

Стиль храма сочетает в себе традиции Русского зодчества и веянья европейского зодчества эпохи Возрождения.

Первоначально главы собора были золотыми, а стены белыми.

Золотой цвет символизировал Свет духовный и любовь небесную.

В XVII веке были добавлены пристройки, росписи, а Главы декоративно обработаны.

Сначала купола собора были шлемовидными.
В конце XVв из заменили узорными луковичными.

По моему мнению, Главы церквей напоминают пламя.
Образ пламени – наше молитвенное горение к Богу и Божественный огонь, осеняющий нас.
Фрагмент купола церкви Василия Блаженного.

Мне представляется, что ярко красные шипы напоминают тернии. Подобно шипам на венце Христа.

Фрагмент купола церкви Варлаама Хутынского.
Символизируют лучи света, протатип египетских пирамид.

Арки на церкви Варлаама Хутынского.

Звезды на Покровах Божьей матери центрального Собора.

Красный цвет – цвет борьбы, преодоления.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (фрагмент).

В церквях все обладает смыслом и символизмом.  Как внешнее и внутреннее убранство, так и архитектурная конструкция.
Окраска храмов и предметов убранства в них – язык общения с богами и духами.

ПЕРВЫЙ ЭТАЖ.

Подклет.
Церкви и все галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений.

Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища.
От дверей тайников сохранились только петли.
 До 1595 года в подклете прятали царскую казну. 
«Богоматерь Знамение» в подклете.

Подклет собора Василия Блаженного.
 Пелена с раки святого, мастерская Ирины Годуновой.
Вериги Иоанна Блаженного.
Кирпич в ту пору был новым, модным материалом. До татаро-монгольского ига на Руси существовало строительство из кирпича, однако после Батыева нашествия эти технологии оказались утраченными. Каменное и кирпичное строительство практически не велось с середины XIII до конца XIV-начала XV веков.
В Москве начали строить из кирпича задолго до возведения Покровского собора, но кирпич был совсем иным по своему виду и качеству. Прежде использовали большемерный тонкий кирпич – плинфу, наши предки позаимствованного его у византийцев.
В XV веке появился кирпич, близкий по свойствам к современному.  Новый материал настолько пришёлся по вкусу строителям того времени, что они стали наносить орнамент “под кирпич” на многие здания. А украшали новые сооружения резным белым камнем.

В реставрационном уголке притвора церкви Василия Блаженного показана роспись “под кирпич” и “под дикий камень“.

Внизу роспись Полотенце.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвященные. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Похоже, это тот самый проход, очень узкий с крутыми ступенями.
Кованная решётка сверху одного из переходов подклета Храма Василия Блаженного.

Кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью.

Образ святой нищеты.
Преподобный Василий Блаженный, московский чудотворец. Москвская икона. Конец 16 - начало 17 века.
Преподобный Василий Блаженный, московский чудотворец. Русская икона 19 века.
Блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Господа.
Благодать давала юродивым дар исцеления и пророчества.
Василий Блаженный - родился в 1469 году в селе Елохове.
Василий был удостоен дара прозрения.
После шестнадцати лет и до самой смерти совершал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям.
Он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, терпел лишения.
Обличал всякую неправду, лож.
Натурные этюды и эскизы к образу.
В. И. Суриков
Боярыня Морозова. 1884-1887
Холст, масло. 304 × 587,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
(После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов.)

Автор статьи Bogena Dia.












Комментариев нет:

Отправить комментарий