вторник, 7 июля 2015 г.

ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО СОБОР.ЦЕРКВИ.

ВТОРОЙ ЭТАЖ.

Нумерация церквей в описании по часовой стрелке, начиная с Церкви Василия Блаженного.
Церковь Святой Троицы [2].
Высота 21 м.

Архитектурно-декоративное убранство - полуколонны и пилястры.
Подоконники ступенчатые.
В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности.
Кстати, подобно тому как окрашены купола с внешней стороны, по спирали.

Иконы иконостаса образуют три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.
В местном ряду иконостаса «Троица Ветхозаветная» 
(вторая половина XVI в).

Церковь Александра Свирского [3].

Освящена во имя преподобного Александра Свирского, потому что его память отмечается в тот же день, в который произошел разгром конницы Япанчи на Арском поле.

Высота церкви 15 м.
Купол церкви Александра Свирского.
В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности.
Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон.

На стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку.

( Поскольку храм возведен в честь военной победы,  должна была быть ассоциация с крепостными стенами башен, поэтому расписали под кирпич).
Иконостас церкви Александра Свирского.
В иконостасе иконы XVI — начала XVIII в.
Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами.
На бархатных пеленах — традиционное изображение Голгофского креста.

Церковь Николы Великорецкого {Чудотворца}[4].
Роспись церкви святого Николая Великорецкого.
Освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца.
В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву.
Высота церкви 28 м.
Виноградная лоза – один из основных образов церковного искусства, символизирует как самого Спасителя, сказавшего:
 «Аз есмь виноградная лоза» (Иоанн XV, 1,5), так и Рай.

Глухой проём церкви Николая чудотворца великорецкого с текстами Никоновской летописи о принесении образа в Москву.

В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним. 
В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков,

выше — апостолы,
в своде — образ Спаса Вседержителя.

Иконостас украшен лепным цветочным декором с золочением.

В местном ряду помещён образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в.

Нижний ярус украшен гравировкой, имитирующей парчовую ткань.

Имеются две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая.
С ними совершали крестные ходы вокруг собора.

2005-2006гг -  Иконостас и живопись отреставрировали.

Первоночальное покрытие пола из дубовых шашек.
В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами.


  Церковь Варлаама Хутынского [5].
Иконостас храма Варлаама Хутынского.

 Здесь сохранился древний тябловый ИКОНОСТАС.

ТЯБЛА — деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы.

В этом храме находится древний многофигурный образ именуемый “Видение пономаря Тарасия”.
“Видение пономаря Тарасия”. Написана в конце XVI в.

 Церковь Входа Господня в Иерусалим [6].
Иконостас церкви Входа Господня в Иерусалим.

Слева икона с изображением Христа, на белом осле въезжающим в Иерусалим. 
 Икона "Бог Отец".

Подлинный вид убранств XVI в сохранен без восстановления повреждённых деталей.
В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями.
В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Александр Невский в житии» XVII в.перенесена в Церковь Григория Армянского.

Церковь Григория Армянского [7].
Григорий Армянский – просветитель Великой Армении.
Иконостас церкви Григория Армянского.
 Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи — большие деревянные расписные подсвечники старинной формы.
В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.

Икона “Святой Благоверный князь Александр Невский в житии” (находится в церкви, посвещенной Григорию Армянскому).
Как и в XVII в., стены побелены.
В витрине находятся предметы священнического облачения XVII в.: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями.
Особую нарядность церкви придаёт кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью. Такое же висит в подклети.

Церковь Киприана и Иустины [8].
Вид на церковь с Красной площади ( с севера).

 Купол церкви.
Сам храм – тело Церкви,
его глава – вместилище Божественной премудрости.

В куполе изображена Богоматерь «Неопалимая Купина».

2 (15 н.ст.) октября  - отмечается память мучеников Киприана и Иустины.

В этот день в 1552г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.

Высота церкви 20,9 м.

В 1780-е года - в церкви появилась масляная роспись.

На стенах представлены сцены жития святых:
в верхнем ярусе— Киприана и Иустины,
в нижнем ярусе — Адриана и Наталии.

В 1786г. – Церковь была переименована. Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей. Тогда же был выполнен позолоченный иконостас резной из дерева.

Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвёртый).

В 1920-х гг. – Церкви вернули её первоначальное название.

В 2007г. - росписи стен и иконостас были отреставрированы.

Церковь Трёх Патриархов
 {Церковь Иоанна Милостивого} [9].
Портал церкви Трёх Патриархов Константинопольских.

Освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового.

Названа она так потому, что в 1552 году, в день памяти патриархов, 30 авг.(12 сен. н. ст.), была одержана победа над князем Япанчи.

Высота церкви 14,9 м.

В куполе композиция «Спас Нерукотворный».
Алтарная преграда середины XIX века (2007г – реставрация).

Иконостас пятиярусный. (Каждый ярус иконостаса имеет своё повествование).

Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского.
Второй ярус - история образа Спаса Нерукотворного.

В середине XIX в. – Перенесли пристол соборной церкви Григория Армянского в Церковь Трех Патриархов и она была переосвящена в Церковь просветителя Великой Армении.

В 1920-х гг. – Первоначальное название Церкви вернули.

Центральная церковь Покрова Богородицы [10].
Иконостас.
Внутренний вид барабана центрального купола.
Роспись Покровской церкви.
Автор статьи Bogena Dia.













Комментариев нет:

Отправить комментарий