ВТОРОЙ ЭТАЖ.
Нумерация церквей в
описании по часовой стрелке, начиная с Церкви Василия Блаженного.
Церковь Святой Троицы [2].
Высота 21
м.
Архитектурно-декоративное убранство -
полуколонны и пилястры.
Подоконники ступенчатые.
В своде купола маломерным
кирпичом выложена спираль — символ вечности.
Кстати, подобно тому как окрашены купола с
внешней стороны, по спирали.
Иконы иконостаса образуют три канонических
чина: пророческий, Деисус и праздничный.
В местном ряду иконостаса «Троица
Ветхозаветная»
(вторая половина XVI в).
Церковь Александра
Свирского [3].
Освящена во имя
преподобного Александра Свирского, потому что его память отмечается в тот же
день, в который произошел разгром конницы
Япанчи на Арском поле.
Высота церкви 15 м.
Купол церкви Александра
Свирского.
В куполе изображена «кирпичная»
спираль — символ вечности.
Первоначальный облик
интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и
1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы,
ступенчатые подоконники окон.
На стенах
воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку.
( Поскольку храм возведен в честь
военной победы, должна
была быть ассоциация с крепостными стенами башен, поэтому расписали под
кирпич).
Иконостас церкви
Александра Свирского.
В иконостасе иконы XVI — начала XVIII
в.
Нижнюю часть иконостаса закрывают
подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами.
На бархатных пеленах — традиционное
изображение Голгофского креста.
Церковь Николы Великорецкого {Чудотворца}[4].
Роспись церкви святого Николая Великорецкого.
Освящена во имя Великорецкого образа Николая
Чудотворца.
В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного
принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву.
Высота церкви 28
м.
Виноградная лоза – один
из основных образов церковного искусства, символизирует как самого Спасителя,
сказавшего:
«Аз
есмь виноградная лоза» (Иоанн XV, 1,5), так и Рай.
Глухой проём церкви Николая
чудотворца великорецкого с текстами Никоновской летописи о принесении образа в
Москву.
В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты
Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним.
В верхнем ярусе изображена Богоматерь на
престоле в окружении пророков,
выше —
апостолы,
в своде — образ Спаса Вседержителя.
Иконостас украшен лепным
цветочным декором с золочением.
В местном ряду помещён образ «Святитель
Николай Чудотворец в житии» XVIII в.
Нижний ярус украшен
гравировкой, имитирующей парчовую ткань.
Имеются две выносные двусторонние иконы с
изображением святителя Николая.
С ними совершали крестные ходы вокруг собора.
2005-2006гг - Иконостас и живопись отреставрировали.
Первоночальное покрытие пола из дубовых шашек.
В конце XVIII в. пол церкви покрыли
белокаменными плитами.
Церковь Варлаама
Хутынского [5].
Иконостас храма
Варлаама Хутынского.
Здесь
сохранился древний тябловый ИКОНОСТАС.
ТЯБЛА — деревянные
балки с пазами, между которыми крепили иконы.
В
этом храме находится древний многофигурный образ именуемый “Видение пономаря
Тарасия”.
“Видение пономаря
Тарасия”. Написана в конце XVI в.
Церковь Входа Господня
в Иерусалим [6].
Иконостас церкви Входа
Господня в Иерусалим.
Слева икона с
изображением Христа, на белом осле въезжающим в Иерусалим.
Икона "Бог
Отец".
Подлинный вид убранств XVI в сохранен без восстановления повреждённых
деталей.
В середине XIX в. иконостас дополнили
деревянными резными деталями.
В церкви представлена одна
из святынь Покровского собора — икона «Св. Александр Невский в житии» XVII в.перенесена
в Церковь Григория Армянского.
Церковь Григория Армянского [7].
Григорий Армянский – просветитель Великой
Армении.
Иконостас церкви Григория Армянского.
Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи — большие деревянные расписные
подсвечники старинной формы.
В их верхней части расположено металлическое
основание, в которое ставили тонкие свечи.
Икона “Святой Благоверный князь
Александр Невский в житии” (находится в церкви, посвещенной Григорию
Армянскому).
Как и в XVII в., стены
побелены.
В витрине находятся предметы священнического облачения XVII
в.: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями.
Особую нарядность церкви придаёт кандило XIX в., украшенное
разноцветной эмалью. Такое же висит в подклети.
Церковь Киприана и
Иустины [8].
Вид на церковь с Красной площади ( с севера).
Купол церкви.
Сам храм – тело Церкви,
его глава – вместилище Божественной
премудрости.
В куполе изображена Богоматерь «Неопалимая Купина».
2 (15 н.ст.) октября - отмечается память мучеников Киприана и
Иустины.
В этот день в 1552г. войска
царя Ивана IV взяли штурмом Казань.
Высота церкви 20,9 м.
В 1780-е года - в
церкви появилась масляная роспись.
На стенах представлены сцены жития
святых:
в верхнем ярусе— Киприана и Иустины,
в нижнем ярусе — Адриана и Наталии.
В 1786г. – Церковь была
переименована. Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и
просила освятить церковь в честь её небесных покровителей. Тогда же был
выполнен позолоченный иконостас резной из дерева.
Их дополняют многофигурные композиции
на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
В нижнем ряду иконостаса изображены
сцены Сотворения мира (день первый и четвёртый).
В 1920-х гг. – Церкви
вернули её первоначальное название.
В 2007г. - росписи стен
и иконостас были отреставрированы.
Церковь Трёх Патриархов
{Церковь Иоанна
Милостивого} [9].
Портал церкви Трёх Патриархов
Константинопольских.
Освящена во
имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла
Нового.
Названа она
так потому, что в 1552 году, в день памяти патриархов, 30 авг.(12 сен. н. ст.),
была одержана победа над князем Япанчи.
Высота церкви
14,9 м.
В куполе
композиция «Спас Нерукотворный».
Алтарная преграда середины XIX века
(2007г – реставрация).
Иконостас
пятиярусный. (Каждый ярус иконостаса имеет своё повествование).
Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория
Армянского.
Второй ярус - история образа Спаса Нерукотворного.
В середине XIX в. – Перенесли пристол соборной церкви Григория
Армянского в Церковь Трех Патриархов и она была
переосвящена в Церковь просветителя Великой Армении.
В 1920-х гг. – Первоначальное
название Церкви вернули.
Центральная
церковь Покрова Богородицы [10].
Иконостас.
Внутренний
вид барабана центрального купола.
Роспись
Покровской церкви.
Автор статьи Bogena Dia.
Комментариев нет:
Отправить комментарий