Придел Василия
Блаженного [1].
В 1905году была выполнена масляная
роспись к 350-летию начала строительства собора.
В куполе изображён Спас Вседержитель,
в барабане («шея церкви») — праотцы,
в перекрестиях свода — Деисус*,
* Де́исус —
икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа,
а справа и слева от него соответственно — Богоматерь и
Иоанна Крестителя. Святые, молящиеся за род людской.
в парусах свода — Евангелисты.
На западной стене представлен
храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы».
В верхнем ярусе
находятся изображения святых покровителей царствующего дома.
Придел Василия
Блаженного.
Царские врата.
Царские врата.Фрагмент.
1. Крин на Царских
вратах. 2. Орнамент крина.
В основе орнаментов русской росписи
использовали цветок крина растения рода лилии особого
вида лилия белоснежная, имеющий особый смысл, проясняющийся
из слов Спасителя о своем служении: «Я… – лилия долин» (Песн. 2;1).
Фрагмент росписи
“процветшая виноградная лоза”.
Виноградная лоза – один
из основных образов церковного искусства, символизирует как самого Спасителя,
сказавшего:
«Аз
есмь виноградная лоза» (Иоанн XV, 1,5), так и Рай.
Над захоронением св.
Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью.
Рака Василия Блаженного
и сень над ней.
Рака украшена
композицией “Чудо о спасении на море”.
На северной и южной стенах
расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо
спасения на море» и «Чудо о шубе».
Чудо спасения на море.
Однажды в Каспийском море буря
застигла персидский корабль, на котором плыли несколько православных. Судно
сбилось с курса, палубу заливали волны - близилась гибель ... И тут один из
русских сказал: «В Москве есть блаженный Василий, который ходит по водам, и
волны его слушают. Он спасет нас ».
Православные стали молиться,
взывая к блаженному, и вскоре те, кто был на палубе, разглядели во мраке
очертания нагого человека, который вел корабль. Постепенно ветер стих и волны
улеглись. Об этом чудесном спасении персидский шах поведал в письме к Ивану
Грозному.
Пол покрыт чугунными плитами
Каслинского литья.
\
Чудо о шубе.
Как-то вельможа, любивший
Василия, подарил ему свою лисью шубу. «Истинно ли желаешь дать?» строго
спросил юродивый. «Истинно желаю, - ответил вельможа, - ибо люблю тебя от
сердца». Накинув шубу, Василий пошел на торжище, где увидели его воры. Один
мошенник лег на землю, притворившись мертвым, а второй пристал к блаженному,
прося милостыню на погребение. «Давно ли умер?» - не взглянув на тело, спросил
Василий. «Только что», - лицемерно вздохнул вор. Тогда блаженный снял шубу,
накрыл ею «покойника» и ушел, бросив через плечо: «Будь же отныне мертв за
лукавство твое». Обрадованный вор подхватил шубу ... и вскрикнул, увидев под
ней мертвого товарища.
« Обидели юродивого, отняли копеечку..»
(с)«Борис Годунов» — опера
Модеста Мусоргского в четырёх действиях с прологом (в семи, во второй редакции
восьми картинах). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С.
Пушкина.
***
Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.
В правом крыле иконостаса икона Василия Блаженного на фоне
Кремля.
Иконостас с царскими вратами.
*Иконостас —
алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен
храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон.
Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту
архитектора А. М. Павлинова.
Иконы написаны под руководством иконописца и
реставратора Осипа Чирикова.
В состав иконостаса входят и более
ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в.
Икона «Богоматерь
смоленская» местного ряда церкви Василия блаженного (слева от царских врат),
16-й век.
И местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади»
XVIII в.
За ракой святого Василия Блаженного,
расположена редкая большемерная икона, написанная на металле, —Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского
круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва», 1904 г.
Автор статьи Bogena Dia.
Комментариев нет:
Отправить комментарий