четверг, 16 июля 2015 г.

Символизм одного орнамента.Цапля.

Современный барельеф по мотивам средневекового орнамента.
Мастер Светлана Доду.
2012.
В средневековых геральдических канонах цапля символизировала бдительность.
Изображение битвы сокола с цаплей можно видеть и на одной из медалей, выпускавшихся Альтфорской академией в Нюрнберге к ежегодной инаугурации студентов – там рисунку придан девиз «Nulla Salus Bello» (Нет блага в войне. – лат. Вергилий, "Энеида", XI, 362) .
У Камерария эмблеме с соколом и цаплей (кн. III, эмбл. XXXII) придан девиз «Exitus in dubio est» -Исход спорен.
Битва сокола и цапли присутствует, в частности, на полотне Витторе Карпаччо «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» (1510) (собрание Тиссена-Борнемиса).
Значение внутренней борьбы в стремлении к праведности несет схватка сокола и цапли, представленная в левом верхнем углу «Портрета Анны Куспиниан» Лукаса Кранаха (Ок. 1502г., Собрание Оскара Рейнхардта, Винтерлур, Швейцария).

Объяснение этого мотива восходит к представлениям о цапле из средневековых бестиариев. Так, Гуго Фульонский (1100 – 1174) в своем трактате «De avibus» («О птицах»), опираясь на Исидора Севильского, писал, что цапля именуется по-латыни ardea (цапля, лат.) ибо слово сие созвучно ardua (высокий, лат.), за то, что «летает высоко в небесах… так как боится дождя и потому летит поверх облаков…» и приводил ее как пример для подражания всем тем, кто стремится к праведности. В «Абердинском бестиарии» о цапле сказано следующее: «Рабан [Мавр]отмечал: “Эта птица олицетворяет избранные души, которые бегут волнений мира сего, чтобы не быть застигнутыми бурями, которые насылает дьявол, и воспаряют над земным и суетным, помышляя лишь о безмятежности дома небесного, где вечно созерцаем лик Божий”. И хотя пропитание свое цапля ищет в воде, гнезда она строит в лесу, на высоких деревьях, подобно праведникам, которые завися от мира сего, все надежды свои возлагают на благородное и возвышенное. Так душа человека, завися от суетного и преходящего, радость обретает в вечном»
Майя орнамент.
"Мудрый Цапель" - индейский оберег.
Цапля - солярная птица, имеющая много общего с журавлем и аистом, связывающими три стихии: землю, воду и воздух. Символизирует бдительность и спокойствие, постижение мудрости, чистоты, духовности.

Кельтские орнаменты: цапля и аист. У цапли изогнутая шея.
Для кельтских племен птицы являлись символами свободы, духа, который не привязан к земле, и спокойно может общаться с небом.
Птицы помогают простым смертным общаться с небом, получать какие-либо предсказания.
Цапля – птица осторожности и бдительности.
Цуй Бо. Бамбук и цапля. Свиток. Живопись на шелке. Конец II в. Был в собрании музея Гугун, Пекин. 

В символике фэн-шуя (китайского искусства благоустройства дома) цапля — очиститель от скверны и защита от нечисти. Цапля используется как охранитель домашнего очага, родовых традиций и обычаев.
С другой стороны, Цапля символизирует приход весны и изменений в жизни, поэтому способствует в качестве талисмана благоприятным переменам.
Талисман помогает привлечь в дом счастье.
*Цапля, приносящая змею в корм своим птенцам, как талисман специализируется на охране и заботе о детях.
*Цапля, летящая с камнем, зажатым в лапах (для увеличения веса, чтобы не унесло слишком далеко от цели полета), — талисман путешественников (в самом широком смысле), позволяющий им не сбиться с пути.
*Цапля, держащая в одной лапе камень и стоящая на другой ноге с втянутой шеей, — символ бдительности.
Цапля — солнечная птица, поэтому размещение фигурки или рисунка в комнате на солнечной стороне предпочтительнее иного, так как активизирует талисман к действию. Такую же роль играет близость воды — аквариума, фонтанчика или вазы с водой, Размещение цапли в гнезде (пусть даже символическом), также стимулирует работу талисмана: птица будет прочно «связана» с вашей квартирой и, естественно, будет проявлять заботу о своем «гнезде».

В различных мифологических традициях цапли являются и божествами, и героями, и прародителями — тотемными предками.
Они выступают как символы верха, неба, солнца, грома, ветра, свободы, роста, жизни, плодородия, изобилия, вдохновения, пророчества.

Часто цаплю путают с аистом или журавлем.
Согласно легенде, цапля произошла от непокорного человека: «Бог дал человеку мешок с гадами (змеями и прочими рептилиями) и велел выбросить его в пропасть, но человек из любопытства развязал мешок, и все гады расползлись по земле. В наказание Бог превратил человека в птицу с покрасневшими от стыда ногами и клювом. Ей было приказано очищать землю от гадов».
Китайцы трепетно относятся к цапле (ей даже воздвигают алтари) и активно используют талисманы с изображением этой птицы. Считается, что дом, в котором нет фигурки или изображения цапли, — не китайский дом. 
Охара Косон (1877-1945) “Цапля в зарослях тростника”. Бумага, цветная ксилография.
Напротив атомного дома много лет живут цапли, ставшие символом возрожденного города Хиросимы.
Тем не менее, изображения цапли довольно часто встречаются на произведениях искусства, но это белая цапля (яп. сирасаги). Самый известный мотив орнамента – цапля и зонт .

Зонт по-японски звучит «каса», цапля – «саги», вместе получается «касасаги» – сорока.
Сорока ассоциируется с праздником Танабата, когда влюбленные ткачиха и волопас встречаются на сорочьем мосту над небесной рекой.
Существует мнение, что на момент появления праздника в Киото не знали о существовании сорок, поэтому в легенде вместо сороки иногда упоминают цаплю, у которой было созвучное название. Танец белой цапли исполняют в Киото в святилище Ясака-дзиндзя во время праздника Гион-мацури.
Зонт, в свою очередь, издавна был ритуальным предметом и символизировал защиту богов, возможность укрыться, избежать бед и опасностей.
Иногда бывает сложно с первого взгляда отличить стилизованное изображение цапли от журавля. Но есть элементы, по которым можно безошибочно определить, где кто. У летящей цапли всегда будет изогнутая шея. У стоящей на земле – шея будет спрятана в тело, от чего кажется, что цапля сгорблена, и одна нога будет поджата. На голове чаще всего рисуют хохолок.
И еще один интересный факт. Белой цапле противопоставлялась черная ворона.
 Считалось, что крик вороны и цапли похожи, поэтому цаплю иногда называли «вечерней вороной». Игра в го имеет еще одно название – «уро», и записывается иероглифами «ворона+цапля», что сразу ассоциируется с черными и белыми фишками. Замок «Белой цапли» есть в префектуре Кумамото, г. Ясиро (Сирасаги-дзё) и в префектуре Хёго, г. Химэдзи (Хакуро-дзё). Одна из версий, почему белый замок Химэдзи назвали «Белой цаплей», состоит в том, что в Окаяма, находящемся по соседству, был черный замок «Золотой вороны» (Кинъу-дзё) и название было дано в противопоставление ему.
«Цапля на ветке». Охара Сосон, период Сева, после 1926 г. Гравюра «нисики-э»,

сикисибан 23,5×24,8 см. Бостон, Музей изящных искусств
Изображение маленькой цапли, сидящей на голой ветке ивы, необычайно декоративно, что весьма характерно для живописной манеры Сосона.
В традициях школы Сидзё художник оставляет фон бледным, сероватым, а предмет или образ делает ярким и живописным. Тонкой контурной линией художник рельефно выделил оперение птицы, изящный хохолок на ее голове. Нежными легкими штрихами наметил зеленую грудку цапли. Взгляд птицы устремлен вниз; вероятно, она собирается слететь на землю.
         
Божественная птица, криком которой было ознаменовано и одухотворено создание богом солнца и всего сущего (египетский миф).
Символ рождения новой жизни, нового дела, залог успеха в новом начинании, обновления жизни. Символизирует бдительность, спокойствие; также такт и деликатность.
Цапли, журавли, аисты – птицы, которые связывают три стихии: землю, воду и небо.
Энергия трех стихий защищает и «питает» человека, его семью, его дом.
По этому они часто несут символику здоровья, долголетия, семейного благополучия.
Являются талисманом детей. 

Бенну (Бену, Бен-Бен) — в египетской мифологии птица в виде цапли, являющаяся душой бога Ра (аналог феникса). Имя происходит от «вебен» - «сиять». Эпитет Бенну – «тот, который из себя возник» («бен» - возникать).
В предании говорится, что Бенну возник из огня, который горел на священном дереве «Ишед» во дворе храма Ра.
По другой легенде Бенну возник из сердца Осириса.
Так же есть версия, что Бенну появился на камне-обелиске, возникшем из водного хаоса, что символизировало сотворение мира.
Изображался в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями.
 Встречается изображения Бенну в виде человека с головой цапли.
Фетиш – камень «Бенбен» (вершина обелиска) и древо «Ишед» (дом Бенну).
Бенну символизировал так же ежегодные разливы Нила, воскресение из мёртвых и солнечное начало.
Город почитания Бенну – Гелиополь.
В  процессе создания современной версии орнамента по просьбе заказчика и дизайнера в орнамент были внесены коррективы. В частности цапли заменены растительными элементами.








Комментариев нет:

Отправить комментарий