вторник, 12 мая 2015 г.

Bogena Dia – дочь художницы (2). Отец.

Прописка у меня была иногородняя, поэтому в течении четырех лет после окончания художественного училища и получения диплома художника-педагога, меня не брали без местной регистрации на работу(законы раньше не позволяли).
Тогда у художников не было таких широких возможностей заработка, какие появились сейчас. И надо сказать, я сама стала одним из первопроходцев этих возможностей.

Муж с дочкой.


А в то время мой супруг находил мне всяческие подработки: портреты знакомым, пейзажи, росписи декоративной посуды, матрешек, штампование сотен небольших акварелей за копейки (когда чувствуешь себя цветным печатным станком).
Собственно говоря, мы и познакомились с ним, когда он подошел ко мне и буквально озвучил мою мечту:
- Девушка, а Вы бы не хотели выполнить роспись?
Конечно, я хотела. Я так мечтала помочь своему отцу. Нас у него три дочери, ради которых он работал круглыми сутками, чтобы нас прилично содержать.

Моя мама, инженер-конструктор тяжелых станков, производимых на экспорт в Японию, всегда получала очень высокую зарплату и премии, зарабатывая больше отца, который работал на радиоламповом  заводе художником-оформителем, брал шабашки на стороне за оформление витрин магазинов, ресторанов, стен учреждений, детских садов, и считался лучшим оформителем в городе, только деньги у него появлялись от заказ до заказа.

Во времена перестройки завод и головное конструкторское  бюро закрыли, мама осталась без работы, папа переквалифицировался в таксисты.
В эти шальные годы он стал единственным кормильцем семьи из 5 человек, буквально за год купил машину (очень крутую волгу последней модели и покрасил ее в любимый цвет белой ночи, как он его называл), шубу маме и положил деньги на мое обучение в другом городе.
Я видела, что он очень устал.
На примере наших родителей, мы воспитаны так, что работают и вносят посильный вклад в семью и мужчина и женщина. Хорошо это или плохо, не знаю, но я до сих пор с трудом прошу, что то сделать для меня лично, потому что легче все сделать самой. Это не от гордыни, а от  изначальной установки никого не тревожить.
В лютый мороз, в долгом походе, в любой сложной ситуации отец приговаривал «не плачь, не бойся, не проси» и «держись казак, атаманом станешь». Вот мы, его девчонки, и стали атаманшами.
То же я приговаривала и своей дочери, когда мы шли с ней через лес в Луговой.
Слова ее дедушки, который умер 28 декабря 1995г., за год до ее рождения. Ему было 46 лет. За месяц он попал в аварию, лечиться не посчитал нужным, и за это время от полученной травмы образовался тромб в голове, из-за которого кровь не пошла в сердце.
Последний раз я видела его, когда он 26 ноября провожал меня на автобус в Пензу. У него были такие голубые небесные глаза. Я смотрела в них и старалась запомнить.
А у его внучки сейчас его зеленые глаза.
Это единственное письмо, написанное мне отцом за  мою жизнь.


В 10 классе нас отправляли в колхоз на отработку. Всем было строго запрещено, что-то увозить с полей. Моя сестра Женя правил не признавала, она привезла домой целое ведро помидоров. Мама очень обрадовалась, Женю похвалили.
Я в другой раз, идя мимо заброшенного поля, набросала несколько помидорок в ведро и принесла родителям в ожидании одобрения. Папа посмотрел на меня внимательно, отвел в отдельную комнату и спросил, глядя в глаза:
- Светлана, дочка, ведь ты же не можешь.
- Нет, не могу.
- Ты считаешь, что это воровство.
- Да.
- Никогда, никогда не перешагивай через свою голову.
Женя может, пусть она и приносит.

28 декабря 1995года я спускалась в вестибюль из актового зала, где только что закончился предновогодний концерт. Ко мне подошла заведующая Жакова Вера Дмитриевна, протянула телеграмму, после чего зажала себе рот рукой и заспешила наверх.
Я стояла на ступенях, пытаясь понять несусветные печатные слова.

Ко мне стали подходить однокурсники, заглядывая через плечо, читали, начали утешать, в забытьи спустилась, вышла на улицу, и уже там на ходу, убегая на последний поезд, рыдала, не веря, что так может быть.
Утром я была в Ульяновске с мамой.

Когда отец умер, мы все его девчонки почувствовали себя незащищенными. Словно стены, оберегавшие нас, рухнули, и мы как нагие среди людей.
Отец.

Папа с мамой.

Я с папой и мамой.

Дедушка Валентин Михайлович, папа Анатолий Валентинович и я Светлана Анатольевна.
Все художники.
Дедушка держится за горло, у него на шее носовой платок, закрывающий дыру в горле, там помещаются искусственные трубки, которые он самостоятельно промывал, это фронтовое ранение. На фронте он познакомился с художником Шиловым, в мирное время, работая инженером,в свободное много написал картин, собрал библиотеку книг по искусству.
Дедушка умер, когда мне было 8лет.

 Я, папа, мама, сестра Женя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий