понедельник, 13 апреля 2015 г.

Нашему блогу 1 месяц. Юбилейный выпуск: Эндрю Уайес – сын иллюстратора.

В статье использованы материалы статьи «Путь Эндрю Уайеса» кандидата искусствоведения М.Соколова.
Эндрю Ньюэлл Уайес родился в 1917 году в маленьком поселке Чадс-Форд на северо-востоке США.
Слабое здоровье не позволило ему посещать школу и художественное училище, и его единственным наставником был отец, иллюстратор произведений Верна и Дюма.
На шоссе близ Чадс-Форда погиб отец Эндрю Уайеса.

«Зима» - первая темпера, исполненная Уайесом после смерти отца.
Э. Уайес. Зима. Темпера. 1946.

«Когда ты делаешь конкретную форму и тень, - учил отец,-помни, что это не просто тень, но событие, которое в таком облике больше никогда не повториться. Старайся уловить именно это качество, именно этот ускользающий характер вещи.»

Навсегда осталось с ним воспитанное отцом чутье графика-рассказчика, который не просто открывает перед зрителем окно в мир, но и позволяет угадать цепь предыдущих и последующих событий.
В своих поисках, по собственному выражению, «истины предмета» Уайес пишет либо акварелью, либо темперой.
Его акварели предметны, осязаемы, даже жестковаты, как осенний мир.
Его акварели сухой кистью сопоставляют с классической дальневосточной живописью тушью.
Темпера техника строгая и требующая из-за трудности поправок предельной точности.
Работая над «Ветром с моря», он два месяца в летнем затишье ждал нового порыва морского бриза и, только вновь увидев, как он(ветер) распахивает занавески, смог дописать картину.
Э. Уайес. Ветер с моря. Темпера. 1947.
Он любовно запечатлевает в картинах морщины, трещины, складки на лицах, одежде, стенах старых домов и одновременно – свежесть молодой кожи, след солнечного луча или порыв ветра, рисунок новых побегов и цветов, пробивающихся сквозь жухлую траву.
В живописи художника под внешней созерцательностью, которая поверхностному наблюдателю может показаться безмятежной идиллией, сталкиваются два вечных потока – роста и тления, света и мрака, жизни и смерти.
Героиня картины «Мир Кристины» - его соседка, Кристина Олсон, с детства разбитая параличом и способная передвигаться либо в кресле с колесиками, либо ползком по земле.
Эскиз к картине.


Э. Уайес. Мир Кристины. Темпера. 1948.
Однако живописец создает не скорбный образ болезни, но подлинный гимн стойкости и силе человеческого духа.

Э. Уайес. Кристина Олсон. 1947.
Портрет написан до картины «Мир Кристины».
На фото героиня программы А. Малахова «Пусть говорят» Валерия Левитина. Её вес - 25 кг. В 23 года она потеряла роскошные формы из-за того, что знакомый посмеялся над весом девушки. , безумно похожа на Кристину Олсон.
Валерия Левитина умерла 1 декабря 2013 года.

«Голос прошлого все сильнее по мере того, как я пишу»,- заметил художник в одном интервью.
Как-то сын художника Джейми Уайес («Далеко-далеко») потерял, гуляя с отцом, любимого оловянного солдатика. Отец пошел его искать, а вернувшись ни с чем, увидел, что сын, забыв о потере, сидит в глубоком раздумье.

Э. Уайес. Далеко-далеко. Акварель. 1952.
 Вечным и прекрасным фоном для человеческих трудов и дней, для примет истории постоянно служит природа, полная первозданной мощи и чистоты.
Апологеты модернизма иной раз не прочь обвинить Уайеса в провинциализме, но, по сути, этот провинциализм, приверженность болям и радостям родной земли обеспечивают общечеловечность творчества художника, гарантируют его успех у зрителей различных стран мира.
Путь мастера вывел маленький пенсильванский округ и клочок мэнского побережья к горизонтам прогрессивной мировой культуры.
***
Профессор А.Д. Чегодаев о Уайесе.
Человек Уайеса – не рыцарь и не благородный герой, а его старый, изможденный, небритый сосед или худая больная женщина, которая способна передвигаться только ползком, и не так уж часто он вводит в свои картины и акварели свежую, чистосердечную, нетронутую молодость и спокойную, убежденную силу.
Но он абсолютно невосприимчив к душевной ущербности, к какой-либо раздвоенности или неврастении – его люди, кто бы они ни были, естественно, без всяких поз проникнуты глубоким достоинством, полны не наигранного, а настоящего благородства.
Умеет так просто и так обнаженно остро передавать и воплощать диалог человека с природой – человека, относящегося к природе как к спокойному и благожелательному доброму другу, на равных правах с ним участвующему в общем строе и ритме мироздания.
Наподобие Александра Иванова, Уайес пристально, с непосредственным чувством великого уважения передает малейшие, не замечаемые рассеянным обычным взором подробности – травы, камни, кривые корни деревьев,- находя величие и гармонию там, где никто ее и не ищет.

Э. Уайес. Сын Альберта. 1959.
Хотя бы так: лодка убрана на сеновал сарая; в его распахнутую дверь,  внизу виден лишь клочок окружающего пространства, но оно безмерно, оно вливается в полутемный мир этого сарая, где каждая мелкая деталь говорит о человеке, о его работе, о повседневном ритме его жизни.

Эндрю Ньюэлл Уайес (Andrew Newell Wyeth 12 июля 1917) умер в 92 года 16 января 2009 года.




Комментариев нет:

Отправить комментарий