В статье использованы материалы
статьи «Путь Эндрю Уайеса» кандидата искусствоведения М.Соколова.
Эндрю Ньюэлл
Уайес родился в 1917 году в маленьком поселке Чадс-Форд на северо-востоке США.
Слабое здоровье не позволило ему посещать
школу и художественное училище, и его единственным наставником был отец,
иллюстратор произведений Верна и Дюма.
На шоссе
близ Чадс-Форда погиб отец Эндрю Уайеса.
«Зима» -
первая темпера, исполненная Уайесом после смерти отца.
Э. Уайес. Зима. Темпера. 1946.
«Когда ты делаешь конкретную форму и
тень, - учил отец,-помни, что это не просто тень, но событие, которое в таком облике больше никогда не повториться.
Старайся уловить именно это качество, именно этот ускользающий характер вещи.»
Навсегда
осталось с ним воспитанное отцом чутье графика-рассказчика, который не просто
открывает перед зрителем окно в мир, но
и позволяет угадать цепь предыдущих и последующих событий.
В своих
поисках, по собственному выражению, «истины
предмета» Уайес пишет либо акварелью, либо темперой.
Его акварели предметны, осязаемы,
даже жестковаты, как осенний мир.
Его акварели
сухой кистью сопоставляют с классической дальневосточной живописью тушью.
Темпера техника строгая и требующая
из-за трудности поправок предельной точности.
Работая над «Ветром с моря», он два
месяца в летнем затишье ждал нового порыва морского бриза и, только вновь
увидев, как он(ветер) распахивает занавески, смог дописать картину.
Э. Уайес. Ветер с моря. Темпера. 1947.
Он любовно запечатлевает в картинах
морщины, трещины, складки на лицах, одежде, стенах старых домов и одновременно
– свежесть молодой кожи, след солнечного луча или порыв ветра, рисунок новых побегов и цветов,
пробивающихся сквозь жухлую траву.
В живописи
художника под внешней созерцательностью, которая поверхностному наблюдателю
может показаться безмятежной идиллией, сталкиваются
два вечных потока – роста и тления, света и мрака, жизни и смерти.
Героиня
картины «Мир Кристины» - его соседка, Кристина Олсон, с детства разбитая
параличом и способная передвигаться либо в кресле с колесиками, либо ползком по
земле.
Эскиз к
картине.
Э. Уайес. Мир Кристины. Темпера.
1948.
Однако живописец создает не скорбный
образ болезни, но подлинный гимн стойкости и силе человеческого духа.
Э. Уайес. Кристина Олсон. 1947.
Портрет написан
до картины «Мир Кристины».
На фото
героиня программы А. Малахова «Пусть говорят» Валерия Левитина. Её вес - 25 кг. В 23 года она
потеряла роскошные формы из-за того, что знакомый посмеялся над весом
девушки. , безумно
похожа на Кристину Олсон.
Валерия Левитина умерла 1 декабря 2013 года.
«Голос прошлого все
сильнее по мере того, как я пишу»,- заметил художник в
одном интервью.
Как-то сын художника Джейми Уайес
(«Далеко-далеко») потерял, гуляя с отцом, любимого оловянного солдатика. Отец
пошел его искать, а вернувшись ни с чем, увидел, что сын, забыв о потере, сидит
в глубоком раздумье.
Э. Уайес. Далеко-далеко. Акварель. 1952.
Вечным
и прекрасным фоном для человеческих трудов и дней, для примет истории
постоянно служит природа, полная
первозданной мощи и чистоты.
Апологеты
модернизма иной раз не прочь обвинить Уайеса в провинциализме, но, по сути,
этот провинциализм, приверженность болям и радостям родной земли обеспечивают
общечеловечность творчества художника, гарантируют его успех у зрителей
различных стран мира.
Путь мастера вывел маленький
пенсильванский округ и клочок мэнского побережья к горизонтам прогрессивной
мировой культуры.
***
Профессор А.Д. Чегодаев
о Уайесе.
Человек
Уайеса – не рыцарь и не благородный герой, а его старый, изможденный, небритый
сосед или худая больная женщина, которая способна передвигаться только ползком,
и не так уж часто он
вводит в свои картины и акварели свежую, чистосердечную, нетронутую молодость и
спокойную, убежденную силу.
Но он абсолютно невосприимчив к
душевной ущербности, к какой-либо раздвоенности или неврастении – его люди, кто бы они ни были,
естественно, без всяких поз проникнуты глубоким достоинством, полны не
наигранного, а настоящего благородства.
Умеет так просто и так обнаженно остро передавать и воплощать
диалог человека с природой – человека, относящегося к природе как к спокойному
и благожелательному доброму другу, на
равных правах с ним участвующему в общем строе и ритме мироздания.
Наподобие
Александра Иванова, Уайес пристально, с непосредственным чувством великого
уважения передает малейшие, не замечаемые рассеянным обычным взором подробности
– травы, камни, кривые корни деревьев,- находя величие и гармонию там, где никто ее
и не ищет.
Э. Уайес. Сын Альберта. 1959.
Хотя бы так:
лодка убрана на сеновал сарая; в его
распахнутую дверь, внизу виден лишь
клочок окружающего пространства, но оно безмерно, оно вливается в полутемный мир этого сарая, где каждая мелкая деталь говорит о
человеке, о его работе, о повседневном ритме его жизни.
Эндрю Ньюэлл Уайес (Andrew Newell Wyeth
12 июля 1917) умер в 92 года 16 января 2009 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий